Надеюсь,
поступив в Университет, вы сделали выбор целенаправленно, осознавая
ответственность выбора. Постарались выявить те индивидуальные
качества, способности, навыки и умения, сформировавшиеся к моменту
окончания школы, которые бы коррелировали с выбираемой
профессией. Случается и такое, что студент стремиться к чему-то,
что не является его собственным желанием, а определено желаниями
и целями социума, в котором он находиться. Именно поэтому
достижение поставленных целей происходит очень трудно, с большими
усилиями или вообще не осуществляется. Очень часто студент
движим какими-то потребностями, какие на самом деле, не являются его,
а продиктованы его родными, близкими, учителями, знакомыми и пр.
Движется потоком, не осознавая себя полноценной единицей Вселенной
и мира. А потом оказывается погруженным в разного рода проблемы и
неприятности.
Поэтому
в первую очередь, необходимо научиться не отождествлять себя с
другими, определить границы своего «Я», изучить его слабые и
сильные стороны. Обрести свою истинную свободу, которая есть свобода
внутренняя, это свобода духа, свобода мыслей и поступков.
Человек, овладевший этой свободой, идет в жизни своим путем,
обретает свой, индивидуальный смысл жизни и делает только то, что
нужно именно ему, начинает осознавать важность самосовершенствования,
становиться активным и действенным.
Во
всяком случае, предпринимая что-либо, человек преследует определенную
цель. С большой уверенностью можно сказать, что для большинства
читающих статью карьера является основной целью в жизни, ну или хотя бы
одной из приоритетных целей! На данном этапе формируется
целенаправленность. Но процесс жизнедеятельности человека определяется
не только его целями, т.е. не только планами, выраженными в виде
результатов, которые должны быть достигнуты, а ещё и целым рядом других
факторов. К ним относятся: условия жизнедеятельности, возможности,
которыми человек располагает для совершения действий, возможные способы
действий и время.
Единожды
сложившаяся система целей остается устойчивой до тех пор, пока
социально-экономические условия в обществе остаются неизменными,
стабильными. Как только эти условия видоизменяются, сложившаяся система
целей перестает выполнять свои функции, утрачивает смысл. И чем глубже
эти изменения, тем больше обесцениваются цели, и возникает острая
необходимость формирования новой системы целей личности, адекватной
новым условиям жизнедеятельности.
Подобных
изменений в жизни, крупных и менее значимых, немало. В масштабах
общества рыночные отношения непрерывно развиваются, видоизменяются и
порождают необходимость коррекции старых и порождения новых целей.
Словом, цели находятся в постоянном движении. И поскольку цель как закон
определяет основные характеристики деятельности (К.Маркс), мы
вынуждены непрерывно вновь и вновь их обновлять адекватно развивающимся
потребностям и непрерывно изменяющимся обстоятельствам. Чтобы успешно
справиться с этой задачей, необходимо основательно вооружаться основами
науки и искусства целеобразования и целереализации.
Университет
и никто либо другой не могут предопределить жизненный путь человека,
заставить или научить стремиться к личностному развитию. Это необходимо
осознать самостоятельно. Самоменеджмент как наука может
предоставить лишь методики и огромное количество теории по организации
своей жизнедеятельности, с целью получения наибольшей эффективности в
достижении поставленных целей. А процесс самосовершенствования – это
состояние души, которое заставляет человека задуматься над собой, своей
целью, способностями и возможностями. Именно это и заставляет человека
задуматься о необходимости и важности самоменеджмента в жизни.
За
период студенчества очень важно подготовить себя к карьере, всё
начинается с мотивации, затем формируется целенаправленность, это в
свою очередь должно выработать стремление к самосовершенствованию.
Понимание самоменеджмента и его методик делает человека
самоорганизованным, устойчивым к изменениям и внешнему воздействию
различных факторов, организует его работу и учит использовать время
эффективно. Огромное значение имеет возможность практического применения
самоменеджмента студентом. Самое главное определить главное, научиться
использовать время наиболее эффективно. Университет может лишь помочь в
процессе самосовершенствования, создать необходимые условия для
активной жизни студентов, их самоопределения и самореализации. Выражено
это может быть в различных формах, таких например как практика,
конкурсы, конференции, культурные мероприятия, привлечение студентов к
научной деятельности и т.д. Кто-то ещё в студенческие годы начинают
работать, разочаровавшись в возможности получить в университете
«подходящее для жизни» образование и предпочли обучение на практике.
Однако теоретическая подготовка таких студентов скудна и не системна, а
практические навыки имеют ограниченную сферу применения. Выбор пути
развития сугубо индивидуален, в зависимости от способностей и желаний.
Даже
если человек не собирается реализовывать себя как специалист, по
выбранной профессии, университет может послужить хорошим полигоном для
применения своих навыков на практике, таких как коммуникабельность,
самоконтроль и т.п. Вообще применять методики самоменеджмента
необходимо во всём и везде. Молодому специалисту, прежде всего,
необходимо перестать себя ставить в положение молодого и не опытного,
важно приобрести уверенность в своих силах. Те, кто аргументируют свою
неуспеваемость, пассивность тем, что не собираются работать по
специальности, маловероятно, что чего-то вообще добьются в жизни.
Методики самоменеджмента необходимо научиться применять на
неосознаваемом уровне, превратить в образ жизни.
Я
предлагаю составлять так называемый портфолио карьерного продвижения,
стимулом составления которого является не конкретный возрастной этап,
хотя лучше начать уже с первого курса университета, а момент осознания
важности и необходимости создания ПКП. В качестве примера,
рассмотрим алгоритм составления портфолио студентом. Начинать
следует с простого резюме и по мере освоения учебных дисциплин и
технологий постепенно добавлять в него информацию и материалы,
демонстрирующие развитие своих навыков и компетенций. Резюме это
не обязательно составлять на бумаге, хотя было бы неплохо, просто
проявляйте его как постоянный процесс осознания своих способностей. К
моменту завершения обучения в ВУЗе карьерное портфолио будет
включать профессиональное резюме; свидетельства всех освоенных
студентом дополнительных курсов, рекомендации, полученные после
прохождения профессиональной практики; список проектов, в которых
студент принимал участие, с указанием конкретных функций и
роли, знаки отличия участия в конкурсах, выставках, семинарах,
конференциях и т.п.
Предложенный
алгоритм действий, не претендуя на универсальность для достижения
профессиональной и деловой успешности, позволяет стать
своеобразным «двигателем» непрерывного процесса управляемого
профессионального и личностного развития. Составление портфолио
карьерного продвижения способствует осмыслению своих жизненных
целей, способностей, возможностей, помогая структурировать имеющиеся
знания, вырисовывать перспективы профессиональной карьеры, личностного
роста и самореализации.
В
заключение хочу сказать. Научившись активно применять методики
самоменеджмента на практике ещё во время студенчества, по окончанию
университета студент становиться не только хорошим специалистом, но и,
устойчивым к возникающим жизненным проблемам, самоорганизованным в их
решении, уверенным, человеком свободным духом, который идет по жизни
своим путем, обретает свой, индивидуальный смысл жизни и делает
только то, что нужно именно ему. Всё это делает его эффективным во всех
смыслах.
Начните с освоения основ и методик самоменеджмента и успех не заставит себя ждать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий