10 сентября 2011 г.

Самоменеджмент в жизни, как этап построения карьеры

Надеюсь, поступив в Университет, вы сделали выбор целенаправленно, осознавая ответственность выбора. Постарались выявить те индивидуальные качества, способности, навыки и умения, сформировавшиеся к моменту окончания школы, которые бы коррелировали с выбираемой профессией. Случается и такое, что студент стремиться к чему-то, что не является его собственным желанием, а определено желаниями и целями социума, в котором он находиться. Именно поэтому достижение поставленных целей происходит очень трудно, с большими усилиями или вообще не осуществляется. Очень часто студент движим какими-то потребностями, какие на самом деле, не являются его, а продиктованы его родными, близкими, учителями, знакомыми и пр. Движется потоком, не осознавая себя полноценной единицей Вселенной и мира. А потом оказывается погруженным в разного рода проблемы и неприятности.

Поэтому в первую очередь, необходимо научиться не отождествлять себя с другими, определить границы своего «Я», изучить его слабые и сильные стороны. Обрести свою истинную свободу, которая есть свобода внутренняя, это свобода духа, свобода мыслей и поступков. Человек, овладевший этой свободой, идет в жизни своим путем, обретает свой, индивидуальный смысл жизни и делает только то, что нужно именно ему, начинает осознавать важность самосовершенствования, становиться активным и действенным.
 
Во всяком случае, предпринимая что-либо, человек преследует определенную цель. С большой уверенностью можно сказать, что для большинства читающих статью карьера является основной целью в жизни, ну или хотя бы одной из приоритетных целей! На данном этапе формируется целенаправленность. Но процесс жизнедеятельности человека определяется не только его целями, т.е. не только планами, выраженными в виде результатов, которые должны быть достигнуты, а ещё и целым рядом других факторов. К ним относятся: условия жизнедеятельности, возможности, которыми человек располагает для совершения действий, возможные способы действий и время.

Единожды сложившаяся система целей остается устойчивой до тех пор, пока социально-экономические условия в обществе остаются неизменными, стабильными. Как только эти условия видоизменяются, сложившаяся система целей перестает выполнять свои функции, утрачивает смысл. И чем глубже эти изменения, тем больше обесцениваются цели, и возникает острая необходимость формирования новой системы целей личности, адекватной новым условиям жизнедеятельности.
 
Подобных изменений в жизни, крупных и менее значимых, немало. В масштабах общества рыночные отношения непрерывно развиваются, видоизменяются и порождают необходимость коррекции старых и порождения новых целей. Словом, цели находятся в постоянном движении. И поскольку цель как закон определяет основные характеристики деятельности (К.Маркс), мы вынуждены непрерывно вновь и вновь их обновлять адекватно развивающимся потребностям и непрерывно изменяющимся обстоятельствам. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо основательно вооружаться основами науки и искусства целеобразования и целереализации.
 
Университет и никто либо другой не могут предопределить жизненный путь человека, заставить или научить стремиться к  личностному развитию. Это необходимо осознать самостоятельно. Самоменеджмент как наука может предоставить лишь методики и огромное количество теории по организации своей жизнедеятельности, с целью получения наибольшей эффективности в достижении поставленных целей. А процесс самосовершенствования – это состояние души, которое заставляет человека задуматься над собой, своей целью, способностями и возможностями. Именно это и заставляет человека задуматься о необходимости и важности самоменеджмента в жизни.
 
За период студенчества очень важно подготовить себя к карьере, всё начинается с мотивации, затем формируется целенаправленность, это в свою очередь должно выработать стремление к самосовершенствованию. Понимание самоменеджмента и его методик делает человека самоорганизованным, устойчивым к изменениям и внешнему воздействию различных факторов, организует его работу и учит использовать время эффективно. Огромное значение имеет возможность практического применения самоменеджмента студентом. Самое главное определить главное, научиться использовать время наиболее эффективно. Университет может лишь помочь в процессе самосовершенствования, создать необходимые условия для активной жизни студентов, их самоопределения и самореализации. Выражено это может быть в различных формах, таких например как практика, конкурсы, конференции, культурные мероприятия, привлечение студентов к научной деятельности и т.д. Кто-то ещё в студенческие годы начинают работать, разочаровавшись в возможности получить в университете «подходящее для жизни» образование и предпочли обучение на практике. Однако теоретическая подготовка таких студентов скудна и не системна, а практические навыки имеют ограниченную сферу применения. Выбор пути развития сугубо индивидуален, в зависимости от способностей и желаний.
 
Даже если человек не собирается реализовывать себя как специалист, по выбранной профессии, университет может послужить хорошим полигоном для применения своих навыков на практике, таких как коммуникабельность, самоконтроль и т.п. Вообще применять методики самоменеджмента необходимо во всём и везде. Молодому специалисту, прежде всего, необходимо перестать себя ставить в положение молодого и не опытного, важно приобрести уверенность в своих силах. Те, кто аргументируют свою неуспеваемость, пассивность тем, что не собираются работать по специальности, маловероятно, что чего-то вообще добьются в жизни. Методики самоменеджмента необходимо научиться применять на неосознаваемом уровне, превратить в образ жизни.
 
Я предлагаю составлять так называемый портфолио карьерного продвижения, стимулом составления которого является не конкретный возрастной этап, хотя лучше начать уже с первого курса университета, а момент осознания важности и необходимости создания ПКП. В качестве примера, рассмотрим алгоритм составления портфолио студентом. Начинать следует с простого резюме и по мере освоения учебных дисциплин и технологий постепенно добавлять в него информацию и материалы, демонстрирующие развитие своих навыков и компетенций. Резюме это не обязательно составлять на бумаге, хотя было бы неплохо, просто проявляйте его как постоянный процесс осознания своих способностей. К моменту завершения обучения в ВУЗе карьерное портфолио будет включать профессиональное резюме; свидетельства всех освоенных студентом дополнительных курсов, рекомендации, полученные после прохождения профессиональной практики; список проектов, в которых студент принимал участие, с указанием конкретных функций и роли, знаки отличия участия в конкурсах, выставках, семинарах, конференциях и т.п.
 
Предложенный алгоритм действий, не претендуя на универсальность для достижения профессиональной и деловой успешности, позволяет стать своеобразным «двигателем» непрерывного процесса управляемого профессионального и личностного развития. Составление портфолио карьерного продвижения способствует осмыслению своих жизненных целей, способностей, возможностей, помогая структурировать имеющиеся знания, вырисовывать перспективы профессиональной карьеры, личностного роста и самореализации.
 
В заключение хочу сказать. Научившись активно применять методики самоменеджмента на практике ещё во время студенчества, по окончанию университета студент становиться не только хорошим специалистом, но и, устойчивым к возникающим жизненным проблемам, самоорганизованным в их решении, уверенным, человеком свободным духом, который идет по жизни своим путем, обретает свой, индивидуальный смысл жизни и делает только то, что нужно именно ему. Всё это делает его эффективным во всех смыслах.
 
Начните с освоения основ и методик самоменеджмента и успех не заставит себя ждать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий